13 квітень 2024, Субота, 16:21

Коллекторы в законе

30 Вересня 2016г.
Коллектор

Ирина Русланова для «Резонанса»

С 5 октября вступает в силу закон о частных судебных исполнителях, а, проще говоря, коллекторах, которые будут уполномочены выполнять решения судов. При этом государственные исполнители никуда не денутся. Но станут ли они работать эффективнее? «Резонанс» разбирался, будут ли теперь коллекторы отбирать у украинцев жилье за долги, какие производства останутся недоступны для частных исполнителей и приведет ли конкуренция в лице «частников» к снижению коррупции среди госиполнителей?

О том, как госисполнители работают в «тесной связке» в судьями отлично видно на видео, выложенном в интернет тернопольскими журналистами, зафиксировавшими как начальник Государственной исполнительной службы Тернопольской области пытается пройти во Львовский апелляционный хозсуд с коньяком в пакете. Чиновник так и не признался, для кого нес «презент» и спешно ретировался из здания суда. А между тем, в этот день в суде рассматривался иск, по которому ответчиком выступало... Тернопольское областное управление ГИС.

В том что государственную исполнительную службу давно пора реформировать никто не сомневается. Если в 2014-2015 годах судебные решения исполнялись на 30%, то по словам министра юстиции Павла Петренко, сейчас госисполнители «справляются» лишь с 5% исполнительных производств.

В Украине люди годами дожидаются когда им по решению суда выплатят алименты, надбавки к пенсиям, компенсацию причиненного ущерба и прочие выплаты. Самые настырные доходят до Европейского суда и выигрывают значительные суммы в качестве компенсаций за некачественную работу государственной исполнительной службы.

compositionТак, Европейский суд по правам человека обязал Украину выплатить 322,5 тыс. евро материального и морального ущерба украинцам и украинским компаниям за задержки исполнения судебных решений в их пользу. Постановлено выплатить по 3 тыс. евро каждому заявителю по 100 жалобам о невыполнении судебных решений более 3 лет и по 1,5 тыс. евро - по 15 жалобам за невыполнение судебных решений менее 3 лет.

И пока рядовые граждане дожидаются милости от исполнительной службы, а сами чиновники сетуют на нехватку кадров, большую загруженность персонала и маленькие зарплаты, некоторые судебные решения магическим образом исполняются в рекордные сроки.

Один из наиболее ярких тому примеров – давний скандал, связанный с арестом имущества, которое принадлежит Ужгородскому горсовету. Хотя по решению суда нужно было взыскать около 450 тыс. грн., арест был наложен на все имущество, стоимость которого составляет более миллиарда. В итоге власти Ужгорода были вынуждены обратиться с петицией к министру юстиции, в которой указали, что в исполнительной службе почему-то никто не торопится выполнить другие решения судов, по которым в пользу города должно поступить 5 млн. грн.

В каких случаях госисполнители проявляют особое рвение? Все зависит от готовности оплатить услуги госчиновника. Так, на получении взятки в размере 1900 долларов США сотрудники СБУ задержали старшего государственного исполнителя отдела ГИС Шевченковского районного управления юстиции Киева. Он вымогал деньги от представителя одного из санаториев за то, что ускорит взыскание 207 тыс. грн. долга с коммерческой фирмы. А работник ГИС Черкасского района Черкасской области решил, что ему необходимо не меньше 65 тыс. грн., если он окажет содействие предпринимателю в выкупе его недвижимого имущества, которое находилось под арестом.

Кстати, именно снятие ареста в имущества является самой «доходной» частью госиполнителей. Совсем «свежее» дело сейчас расследует Генпрокуратура. Как писал «Резонанс», за попытку присвоения 144 млн. грн. при участии государственных исполнителей Минюста Департамент по расследованию особо важных дел в сфере экономики ГПУ открыл уголовное производство № 42016000000002016 (от 02.08.2016) по признакам уголовных преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 364, ч. 2 ст. 15 ч. 5 ст. 191 УК Украины (злоупотребление властью или служебным положением; покушение на преступление; присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением). Как указано в соответствующем постановлении Печерского райсуда Киева, «установлено, что должностные лица Департамента государственной исполнительной службы Министерства юстиции Украины, злоупотребляя служебным положением, действуя с целью получения неправомерной выгоды для себя и предприятия, по предварительному сговору с должностными лицами Киевского апелляционного хозяйственного суда и ООО «Укрконцепт», пытались присвоить денежные средства публичного акционерного общества акционерного банка «Укргазбанк» на сумму более 144 млн. грн., но преступление не закончили из причин, не зависящих от их воли ».

https://resonance.ua/genprokuratura-rozsliduye-sprobu-privlasnennya-144-mln-grn-za-uchasti-derzhavnih-vikonavtsiv-minyustu/

Но попадая в суд такие дела иногда «рассыпаются». Как стало известно из приговора Святошинского райсуда Киева от 2 сентября 2016 года, размещенного в Едином реестре судебных решений, начальнику Святошинского управления юстиции в Киеве «светило» 3 года тюрьмы за вымогательство взятки, однако после того, как он раскаялся, суд приговорил его к 1 году испытательного срока. Из материалов досудебного расследования: в мае 2014 года к чиновнику обратился представитель предприятия «Украинский консервный дом» и попросил о содействии в вопросе открытия исполнительного производства по взысканию долга с фирмы «С.Н.Е.К.Сервис», — та не выплатила «Украинскому консервному дому» почти 200 тыс. гривен. Чиновник сообщил просителю, что готов использовать свою дружбу с начальником отдела государственной исполнительной службы Святошинского райуправления юстиции и посодействовать открытию производства. Он попросил за эту помощь 1 тыс. долларов и уверял предпринимателя, что большая часть этих денег пойдет в карман руководителя отдела исполнительной службы, — хотя та, якобы, даже не подозревала о готовящейся афере.

Бизнесмен согласился на эти условия; он отдал чиновнику условленную сумму и получил взамен постановление об открытии исполнительного производства, который был сфальсифицирован чиновником собственноручно. После задержания чиновника, следователи обнаружили в кармане его рубашки 800 долларов идентичных переданным во взятке. Еще 200 долларов обнаружились у его коллеги. Обвинение инкриминировало подозреваемому ч.1 ст.364 (злоупотребление служебным положением), ч.1 ст.190 (мошенничество) и ч.4 ст. 358 УК Украины (служебная подделка). Чиновник признал свою вину и заявил о чистосердечном раскаянии. В результате, суд приговорил его к 3 годам тюрьмы, заменив их на 1 год испытательного срока.

kollectoryИтак, летом парламент принял Законы Украины «Об исполнительном производстве» и «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов», которые через неделю вступят в силу.

Однако, многие юристы, политики и эксперты все-таки склоняются к тому, что сейчас не время для того, чтобы узаконить практику выколачивания долгов людьми, мягко говоря, финансово заинтересованными.

– В ситуации, когда в стране экономический кризис, растет безработица, резко повышаются коммунальные тарифы и платежеспособность украинцев не на высоте, вводить институт частных исполнителей, которые будут работать параллельно с государственными, равносильно преступлению, - полагает глава «Общественной инициативы разумных решений» Сергей Разумный, - Это преступление, прежде всего, против граждан, ставших заложниками сложной экономической ситуации в стране. В последнее время многие стали должниками, в том числе по коммунальным платежам и банковским кредитам, выдававшимся без залога и ипотеки. Речь идет о небольших кредитах, которые после падения курса гривни, с учетом процентов, превратились в ту сумму, которую можно обратить во взыскание не только на движимое имущество или часть зарплаты, но и на единственное жилье должника.

В новом законе обратить взыскание на единственное жилье можно, имея задолженность в 29 тысяч гривен. По сравнению с предыдущим законом, где эта норма касалась долга в 10 минимальных зарплат, теперь эту сумму увеличили в два раза. Но и коммунальные тарифы выросли! Причем не в два раза, а гораздо ощутимее. То есть на сегодняшний день, пенсионеры или малообеспеченные граждане, если перед ними встанет выбор: кормить семью или платить коммуналку, безусловно, выберут первый вариант. Потому что вопрос выживания всегда остается на первом месте. В итоге, долги по коммуналке, дающие возможность отобрать у должника жилье, накопятся очень быстро.

После принятия закона о частных исполнителях были предложения от народных депутатов отсрочить его внедрение на пять лет. Есть в парламенте и законопроекты о введении моратория на отобрание жилья за долги. Но сейчас наиболее актуально говорить о том, что нельзя отнимать за долги единственное жилье должника.

Большинство украинцев еще до конца не понимают, чем для них может обернуться введение института частных исполнителей. Впрочем, потеряет и государственная казна.

-- При внедрении института частных исполнителей закон освобождает их от взыскания исполнительного сбора,– пояснил Сергей Разумный. -- Это 10 процентов от фактически взысканной суммы, которая платилась государству. Новый закон убирает эту норму. В 2015 году взыскание исполнительного сбора составило 700-800 миллионов гривен в бюджет. Мы можем предположить, что это не взыскание штрафов, алиментов и других мелких задолженностей, а как раз та категория взысканий, которая вскоре перейдет к частным исполнителям: ипотеки, банковские залоги, коммунальные задолженности. Приняв этот закон, мы обрезали бюджет на пол миллиарда гривен в год. Исполнение решений административных судов осталось исключительно за государственной исполнительной службой.

1498245_20120828143002Первые частные исполнители могут появиться в Украине в начале 2017 года. С 5 октября запускается механизм по набору, обучению на трехмесячных курсах при Минюсте и стажировке таких специалистов. Все они будут внесены в бесплатный Единый реестр частных исполнителей, который создадут на сайте Минюста и любой пользователь сможет бесплатно ознакомиться с информацией об интересующем его специалисте и даже распечатать ее. По крайне мере так указано в законе.

Частному исполнителю предоставлены практически такие же права, как и государственному, но с некоторыми исключениями. Коллекторы не могут проводить взыскание с государства: должностных лиц, госорганов, в отношении государственного и коммунального имущества и предприятий, в которых часть коммунальной или госсобственности составляет 25 и более процентов. Таким образом, исполнение решений административных судов осталось исключительно за государственной исполнительной службой.

Кроме того, они лишены права выселять физических лиц из жилья. Основными клиентами частников станут юридические лица, то есть предприятия и фирмы различных форм собственности. «Частники» не могут осуществлять исполнение решений по социально значимым вопросам, таким как выселение, определение места жительства и воспитание ребенка.

Государство оставило за собой право контролировать частных исполнителей. И тут любопытно, что Министерство юстиции получило довольно широкие полномочия: выдавать или отбирать «ксиву», назначать размер вознаграждения за проделанную работу, а также проводить регулярные и внеплановые проверки частных исполнителей. Последние будут проводиться при получении жалоб на действия исполнителя. Получается, что Минюст получил все контролирующие функции по отношению к частным исполнителям и вполне может сделать из «ручными».

К слову, материалы исполнительных производств и архив частного исполнителя является собственностью государства и находятся во владении и пользовании частного исполнителя в связи с осуществлением им деятельности по выполнению решений. Теперь по ходатайству исполнителя Национальная полиция обязана предоставить сотрудников полиции при совершении исполнительных действий.

За свою работу частный исполнитель будет получать основную часть вознаграждения по регулируемым ставкам, устанавливаемым Минюстом. Оплачивать ее будет должник. Дополнительное вознаграждение оплачивается взыскателем, на условиях, установленных в договоре между ним и частным исполнителем.

Отдельный интерес вызывает норма о возможности привлечения работников полиции при совершении исполнительных действий. Теперь по ходатайству исполнителя Национальная полиция обязана предоставить сотрудников.

Госисполнительной службе так и не дали статус правоохранительного органа, а ее сотрудникам не разрешили ношение оружия. И ее рядовые служащие продолжают работать за мизерные зарплаты, подвергаясь риску.

А вот частных исполнителей закон защищает: за вмешательство в работу и /или сопротивление частному исполнителю предусмотрен штраф до 3400 гривен, арест сроком до полугода или даже лишение свободы до двух лет.

Разве что они рискуют попасть в полное подчинение Минюста, который будет решать кого и за что казнить, а кого — миловать?

Поживем, увидим.