20 квітень 2024, Субота, 16:05

Как губернатор Лялька «закрышевал» маршрутчиков

6 Березня 2017г.
14907227 1693869514261702 3642155382323782573 N

Алексей Матусевич, для Резонанса

Скандал с повышением тарифов на пригородные перевозки пассажиров длиться уже месяц. Губернатор Киевской области Александр Лялька (Горган) активно пытается «заговорить» проблему, постоянно обещая снизить цены, однако сами перевозчики откровенно говорят, что договорились с губернатором и снижения цен не произойдет. В то же время сразу несколько общественных организаций обещают в марте начать блокировку дорог в знак протеста.

Причина такого поведения губернатора Киевской области находиться на поверхности. Нелегальный оборот маршруточников столичного региона составляет порядка 1,5-2 млрд грн в год. Однако с приходом в октябре прошлого года нового губернатора Александра Лялько (Горган) перевозчики заговорили о повышении аппетитов чиновников в связи с чем они вынуждены будут поднять тарифы на перевозки на 30-40%.

С формальной точки зрения операторы рынка причинами повышения тарифов называют подорожание топлива, увеличение стоимости запасных частей в 1,5-3 раза и введение нового уровня минимальной зарплаты 3200 грн (ранее была 1600 грн). Однако эксперты заявляют, что эти аргументы не выдерживают никакой критики.

По мнению опрошенных Резонансом экспертов объективные предпосылки для повышения тарифов есть, но не более чем на 10-15%. Столь же резкое повышение цен – явный сговор перевозчиков с чиновниками обладминистрации.

«До отмены в 2015 году обязательного согласования тарифов маршруток с местными администрациями расчет проводился в среднем из показателя около 50 копеек за километр, т.е. берем маршрут из Киева в Вишневое – это около 12 км, т.е. тариф должен быть 6-7 грн. Сейчас же тариф уже составляет 12 грн – это повышение почти в два раза. У нас настолько подорожало топливо, запчасти и другие расходные материалы? Поэтому я считаю, что это преднамеренный сговор между чиновниками и перевозчиками», - говорит эксперт общественной кампании «Европатруль» Вячеслав Коновалов.

В этой истории интересна личность самого губернатора киевской области Александра Горгана.

Еще во времена бурной студенческой молодости на юридическом факультете киевского университета им. Т.Г. Шевченко он «прославился» участием в различных схемах «дерибана» финансовых средств на развитие молодежного движения. Грантов, средств различных политических партий на привлечение молодежи во всевозможных акциях протестов.

Его успехи были замечены старшими товарищами и через какое-то время Саша Лялька становиться заместителем главы УНКМО (Украинский национальный комитет молодежных организаций) – карманная организация при министерстве молодежи и спорта, которая имела отношение к распределению бюджетного финансирования на развитие молодежных программ в различных общественных организациях. Нечего и говорить, что данное финансирование получали только «правильные» организации, близкие к власти и платившие откаты. Сумма откатов составляла 25-30% от стоимости проекта. Однако, как говорят представители молодежных организаций, с приходом в этот «бизнес» Александра Ляльки эта величина увеличилась до 50%, а в некоторых случаях цена вопроса составляла до 70%.

При новой власти Александр Лялько всплыл уже главой Вышгородской районной администрации. И на этой должности его преследовала череда скандалов, самый громкий из которых вокруг вымогательства взятки мером Вышгорода в апреле прошлого года.

Скандал «замяли», но самое интересное заключалось в том, что по его результатам Александра Ляльку стали готовить на повышение. Говорили о возможном его назначении в одно из министерств, однако в октябре 2016 – его назначили губернатором Киевской области.

ПРО ЗВІЛЬНЕННЯ ГУБЕРНАТОРА КИЇВЩИНИ

Якобы в окружении Порошенко заметили организаторские способности главы Вышгородского района и поручили разработать ряд схем по «повышению доходности» различных полулегальных бизнесов. Одним из которых стала афера с повышением цен на проезд в пригородных маршрутках. Дело в том, что этот вид бизнеса считается одним из источников «черного нала» при финансировании выборов. Сами водители не скрывают, что каждый день платят дань. Просто с приходом А.Ляльки сумма поборов существенно увеличилась.

«В Киевской области более 500 маршрутов, на каждом из них работают около десятка маршруток, в неформальном общении водители говорят, что ежедневный сбор с каждого автобуса в зависимости от его размеров и прибыльности маршрута составляет около 500 грн. Сумма такого нелегального оборота оценивается в миллиарды гривен. Эти деньги идут на так называемую крышу - плата за право доступа на рынок, за то, что чиновники не будут обращать внимание на очевидные нарушения, за то, что «Укртрансбезпека» не будет обращать внимание на то, что пассажирам не выдают билеты и прочие коррупционные составляющие. Причина же повышения тарифов заключается в увеличении аппетитов чиновников - в последнее время эти сборы на некоторых маршрутах повысились до 700 грн в сутки, кто-то за это должен платить. Кто? Пассажиры», говорит вице-президент «Центра криминологических исследований» Александр Михальченко.

Эти коррупционные схемы пытались убрать в 2016 году за счет разработки изменений правил проведения конкурсов на маршруты. Кроме того, предполагалось создать специального госперевозчика, который бы составил конкуренцию частникам и частично убрал бы прессинг со стороны ассоциаций автоперевозчиков, которые в последнее время активно давят на местные власти, обещая заблокировать транспортное сообщение забастовками. Однако после назначения на должность губернатора Киевской области Александра Ляльки (Горган) этот проект начали активно «тормозить» в бюрократических коридорах власти.

Сейчас ситуация патовая. После февральского скандала с повышением цен в обладминистрации была создана специальная рабочая группа из представителей общественности и чиновников. По идее она должна была выработать разумный компромисс и каким-то образом решить вопрос снижения тарифов. Но как говорит секретарь рабочей группы Алла Збанацкая, на самом деле чиновники занялись саботажем и «заговариванием» проблемы. Основные аргументы сводились к тому, что после дерегуляции рынка маршрутных перевозок правительством Яценюка в 2015 году у обладминистрации просто нет механизмов влияния на уровень тарифов. В то же время эксперты обращают внимание на целый набор нормативных актов, согласно которым местные власти могут влиять на перевозчиков.

Как говорит глава общественной организации «Развитие инфраструктуры» Станислав Гвоздиков, механизмов для влияния на перевозчиков достаточно - местные власти могут расторгнуть договора с перевозчиками по маршрутам, где они считают, что тарифы были повышены не обосновано. «Для этого достаточно провести проверку с привлечением инспекторов «Укртраснбезпеки» Мининфраструктуры выполнение условий договора (особое внимание отправления /прибытия с автостанций, выдача билетов, количество рейсов, режимы движения). Зафиксировать нарушение и направить претензию перевозчику, через 30 календарных дней провести повторную проверку и расторгнуть договор», говорит С.Гвоздиков,

Естественно, как только начинается такая проверка, перевозчики автоматически вынуждены будут снизить тарифы, в противном случае просто лишаться маршрутов. Это в неформальном общении признают и сами перевозчики. Но в этом моменте начинается самое интересное.

Совещания в Киевской обладминистрации идут уже почти месяц, однако до сих пор о массовых проверках перевозчиков речи не идет. Все чиновники почему-то «включают дурака» и просто отказываются выполнять свои обязанности. Вместо этого предлагается заняться разработкой новых нормативных актов по регламентации условий проведения конкурсов на маршруты. Т.е. речь не идет о снижении цен – чиновники просто пытаются максимально уйти от обсуждения этого вопроса и сохранить повышенные тарифы.

После серии скандалов в обладминистрации более десятка общественных организаций провели съезд на котором объявили ультиматум Александру Ляльке – если вопрос со снижением цен на маршрутные перевозки не будет решен, с середины марта начнутся акции по блокированию копаний повысивших тарифы.

Среди активистов были замечены радикалы из «Правого сектора», «Видсич» и других общественных организаций, славящихся активными акциями протеста.

Общественность настроена решительно и готовы на длительное противостояние с блокировкой не только отдельных предприятий, но и въездов в столицу. Таким образом, это противостояние может стоить кресла губернатору Киевской области.